В г. Санкт-Петербурге 26 и 27 ноября 2008 года прошла Всероссийская конференция на тему «Создание сети консультационных пунктов для потребителей и организация их деятельности». Конференция проводилась в рамках германо-российского проекта «Совершенствование обеспечения безопасности пищевой продукции и защиты прав потребителей в Российской Федерации». Организаторами выступили Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г. Москва, Фирма «АДТ Проект ГмбХ» ФРГ, Бюро германо-российского проекта г. Москва, Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г.Санкт-Петербург», ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области».
В работе Конференции приняли участие более 70 человек, представляющие территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора, органы исполнительной власти, местного самоуправления, общественные и иные организации из 19 субъектов Российской Федерации. В состав немецкой делегации входили представитель Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ, германский координатор проекта и эксперты от Федерального союза потребителей Германии и Союза потребителей федеральной земли Гессен.
Участники конференции отметили, что консультирование и информирование потребителей является важнейшим аспектом просветительской деятельности в России.
Систематическая работа по консультированию и информированию потребителей стала одним из основных направлений деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. При информировании населения наряду с использованием традиционных (средства массовой информации, совещания, семинары) все большее распространение получают новые формы передачи информации (Интернет, «горячие линии», общественные приемные). Продолжается работа по организации сети консультационных центров для потребителей на базе ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи» в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления, общественных объединениях потребителей.
Консультирование потребителей стало важнейшим фактором активной защиты соответствующих прав граждан, а деятельность консультационных центров, создаваемых в регионах России при поддержке германо-российского проекта, придает этой работе более высокий уровень.
Работа по созданию сети консультационных центров для потребителей в системе Роспотребнадзора имеет преимущества, позволяющие обеспечивать:
•более действенную систему защиты потребительских прав граждан на федеральном и региональном уровнях на основе консолидации усилий органов государственной власти, муниципалитетов и общественных объединений потребителей;
•динамичное развитие потребительского образования и просвещения населения;
•совершенствование информационно-методического обеспечения деятельности консультационных центров, в том числе и по подготовке кадров;
•достижение высокого качества консультирования и информирования путем систематического совершенствования структуры;
•возможность поддержания баланса интересов между потребителями и хозяйствующими субъектами за счет соблюдения законодательства о защите прав потребителей;
•более эффективную работу по анализу состояния потребительского рынка в целях профилактики правонарушений.
Участники Конференции особо отметили, что реализуемая в Санкт-Петербурге и Ленинградской области концепция развития консультирования и информирования потребителей находит поддержку в Правительствах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, органах местного самоуправления, а также общественных объединениях потребителей, которые рассматривают проводимую в этой связи работу как особо значимую социальную задачу, направленную на формирование активного и просвещенного гражданского общества.
Основой развития и финансового обеспечения сети консультационных центров Ленинградской области в 2009 – 2011 годах стала долгосрочная целевая программа «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2009–2011 годы».