Итоги судебной практики по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области за 9 месяцев 2018 года
Гражданское законодательство РФ закрепило основополагающий принцип - защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Наиболее распространенной формой участия Управления в защите прав потребителей в судах общей юрисдикции является вступление в процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав конкретных потребителей.
Судебная практика показывает, что заключения Управления часто имеют определяющий характер для разрешения по существу гражданских споров в сфере потребительских правоотношений.
В 2018году Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области по судебной защите проведена следующая работа:
Управлением направлено в суд 110 исков за нарушения прав потребителей:
- 83 иска в защиту неопределенного круга потребителей, из них за нарушение законодательства РФ: в сфере торговли - 70 %; в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 18%; в сфере оказания услуг общественного питания -11%; в сфере оказания медицинских услуг -1%
- 27 – в защиту прав конкретного потребителя, из них за нарушение законодательства РФ: в сфере торговли - 48 %; в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 33%; в сфере оказания туристских услуг - 15%; в сфере долевого строительства - 4%.
Рассмотрен 101 иск в защиту прав неопределенного круга потребителей и конкретных потребителей. Удовлетворено - 99 исков (98%).
Подготовлено в суды, в целях защиты прав потребителей, 152 заключения по делу. Рассмотрено - 89, удовлетворено – 88 (98,8%).
Присуждено денежных средств в пользу потребителей - 19 515 млн., из них компенсация морального вреда – 376 тыс. руб., в том числе за нарушение законодательства в сфере долевого строительства сумма присужденных денежных средств составила 15 370 млн. руб., из них компенсация морального вреда 277 тыс. руб.; сфере туристских услуг 581 тыс.394 руб., из них компенсация морального вреда - 27 тыс. руб.
Эффективным профилактическим средством в предупреждении конфликтных ситуаций на потребительском рынке является консультативная помощь по устным обращениям граждан. Результатом данной работы явились: расторжение договоров купли - продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, возврат уплаченных денежных средств и проч. В ходе рассмотрения обращений потребителям в досудебном порядке возврат денежных средств составил 1 млн. 359 тыс. рублей.
Управление напоминает: для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИР ЗПП) (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ [1]).
Телефон горячей линии Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области 8 (812) 365 47 05.
Обращения направлять по адресу:
192029, г. Санкт-Петербург, ул. Ольминского, дом 27 или в форме электронного обращении через сайт Управления http://47.rospotrebnadzor.ru [2] в разделе «Прием обращения граждан».
Ссылки
[1] http://zpp.rospotrebnadzor.ru/
[2] http://47.rospotrebnadzor.ru/
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, 2006-2015 г.