Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области защищает права потребителей. Итоги работы за 2018 год.

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области защищает права потребителей. Итоги работы за 2018 год.

В 2018 году Управлением рассмотрено 3604 обращений на нарушения прав потребителей или  на 12% больше, чем в прошлом году. Удельный вес обращений граждан на нарушение прав потребителей от общего количества поступивших обращений в Управление составил 42,8%.

В 2018 году по сравнению с прошлым годом произошло изменение структуры обращений: наблюдался рост удельного веса обращений в сфере торговли, который составил – 60,5% (2017 г. – 51,5 %, 2016 г. – 59,1%), соответственно доля обращений в сфере услуг составила –  39,5% (2017 г. -48,5% ,2016 г. – 45,2%).

В 2018 году из общего числа рассмотренных обращений:

- в 72,7% (2623) случаев заявителям даны необходимые разъяснения,

-25,9% (933) обращений направлено на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией,

-1,3% (48) обращений стали основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий, что ниже показателя прошлого года на 4 %. Снижение данного показателя произошло в связи с вступлением в действие изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, изменивший требования к основаниям для проведения  внеплановых проверок по обращениям граждан (с учетом соблюдения потребителем претензионного порядка до обращения в контрольный орган).        

 Доля обращений, подтвердившихся в ходе проведения проверок, составила 87,5 %. По сравнению с прошлым годом данный показатель возрос на 10,3%.

Организовано и проведено 11 тематических «горячих линий». По телефонам «горячих линий» за консультациями обратилось 1163 человека. В адрес исполнителей, продавцов составлено 47 претензий.

В 2018 году Управлением проведено 1070 внеплановых проверок за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей. Плановые проверки за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей в 2018 году не проводились.

Структура удельного веса проверок по вопросам защиты прав потребителей в отчетном периоде следующая: проверки в сфере торговли –  67,9% (в 2017 г. -74,2%,  в 2016 г. - 63,6%); в сфере услуг – 32,1% (в 2017 г . - 25,8%, 2016 г. - 36,4%). Рост удельного веса проверок в сфере услуг произошел за счет увеличения количества внеплановых проверок в сфере общественного питания (на 53 проверки), гостиничных услуг (на 22 проверки), прочих услуг (на 19 проверок).

Структура проведенных мероприятий по контролю в сфере оказания потребительских услуг по видам деятельности следующая: 32,3% - в сфере общественного питания; 21,7% - в сфере организованного отдыха детей; 7,1% - в сфере платных образовательных услуг; 6,0% - в сфере платных медицинских услуг; 1,6% - в сфере жилищно-коммунальных услуг; 1,1% - в сфере бытового обслуживания населения; 30,2% - иных видов деятельности.

За выявленные нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей Управлением вынесено 1661 постановление о привлечении к административной ответственности. Возросло количество вынесенных постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения - на 48%. Общая сумма штрафов составила 10 млн. 971 тыс. 900 рублей.

В 2018 году Управлением применялась такая профилактическая мера, как объявление предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании информации, содержащейся в поступивших обращениях потребителей. Всего направлено 64 предостережения, из них в связи с признаками нарушений обязательных требований в сфере торговли – 15 (в том числе, при организации торговли продовольственными товарами – 11, непродовольственными группами товаров – 4) и в сфере услуг – 49 (в сфере общественного питания -3, жилищно-коммунальных услуг – 3, образовательных услуг - 43). В ответ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям представлено в Управление 21 уведомление о рассмотрении 21 предостережения (принятии мер по исполнению). Срок ответа на 43 предостережения не наступил.

Управлением проводится работа по заполнению государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (ГИР ЗПП) (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.

Данный ресурс включает следующие разделы: «Нормативно – правовые акты», «Информационно – аналитические материалы», «Советы по здоровому питанию», «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей», «Результаты проверок», «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», «Справочник потребителя», «Судебная практика», «Новости», «Виртуальная приемная».

На ГИР ЗПП каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

За отчетный период  на ГИС ЗПП  размещено  563 материала, в том числе:

- в Модуле 2 «Информационно-аналитические материалы» - 2, в том числе, - информация в Государственный доклад "Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2017 году";

- в Модуле 5 «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям» – размещено 181 уведомление о несоответствии выявленной продукции обязательным требованиям технических регламентов Таможенного Союза

- в Модуле 6 «Судебная практика»  - 72  материала судебной практики по защите прав потребителей, включающие судебные акты, принятые по результатам рассмотрения дел о защите прав потребителей с участием специалистов Управления, выступающих в качестве истца в защиту неопределенного круга лиц и конкретных потребителей, либо органа, дающего в порядке статьи 47 ГПК РФ заключение по делу, в целях защиты прав потребителей. Судебные акты размещались в информационную систему по мере их вступления в законную силу.

- в Модуле 8 «Новости» - 237  материалов;

- в Модуле 9 «Виртуальная приемная», который представляет собой площадку для общения между потребителем и  Управлением, размещен  71 ответ на поступившие обращения граждан.