Решение суда по заявлению ОАО Жилье

 

27 декабря 2011 года постановлением 13 Арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по заявлению ОАО «Жилье» оставлено без изменения, жалоба ОАО «Жилье» без удовлетворения.

Открытое акционерное общество «Жилье» (далее - ОАО «Жилье») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тихвинском районе (далее – территориальный отдел). Решением от 19.08.2011 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, так как пришел к выводу о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Не согласившись с решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, на момент обращения в арбитражный суд оспариваемое постановление Управления не вступило в законную силу, то есть Общество не считалось привлеченным к административной ответственности. По смыслу апелляционной жалобы двухмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату рассмотрения дела арбитражным судом истек, что является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 10.03.2011 начальником территориального отдела Управления в Тихвинском районе (далее – территориальный отдел) в связи с обращением гражданина издано Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения ОАО «Жилье» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.

Проверка осуществлялась в период с 22.03.2011 по 05.04.2011 должностными лицами территориальный отдел совместно с сотрудниками филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тихвинском районе», замерявшими параметры микроклимата в проверяемых помещениях. По результатам проверки составлен Акт, согласно которому:

- в помещениях жилого дома не обеспечено отопление с поддержанием температуры воздуха не ниже +18 град.С (лестничные клетки 5, 6, 7, 8, 9 этажей и вестибюль 6 подъезда), что подтверждается протоколом лабораторных измерений параметров микроклимата в помещениях;

- во время проверки допущено отключение горячей воды в квартире проверяемого дома без предварительного уведомления (в письменной форме) потребителей;

- допущено затопление канализационными стоками и загрязнение бытовым мусором подвального помещения под 6 подъездом проверяемого дома, имеются неисправности трубопроводов (течи).

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, территориальный отдел составил протокол об административном правонарушении. Постановлением по делу об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 10000 руб.

Обществу вменяется нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и зданий, выразившихся в нарушении требований пунктов 4.1, 4.2, 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, пунктов 4.16.2, 4.18 Государственного стандарта РФ «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» ГОСТ Р 51617-2000, пунктов 6, 9, 49, 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (далее - Правила №307) и пункта 15 Приложения №1 к указанным Правилам, статей 11, 23 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ), статьи 4 Закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закона №2300-1).

Считая данное правонарушение незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В силу статей 11, 23 (часть 3) Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Согласно статье 4 Закона №2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать товар (оказать услугу), качество которого соответствует договору. Согласно пункту 9 Правил №307 при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:

- бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;

- бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;

- бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

В соответствии с пунктом 6 Правил №307 отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. Согласно пунктам 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в приложении 2 к настоящим санитарным правилам (допустимые значения для вестибюлей и лестничных клеток от +14 до +20 град.С). Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода, не создавать запахи, не загрязнять воздух помещений вредными веществами, выделяемыми в процессе эксплуатации, не создавать дополнительного шума, должны быть доступными для текущего ремонта и обслуживания.

Пунктом 10 Правил №307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями. В соответствии с пунктами 9.1 и 9.29.1. при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается в том числе, захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений. При эксплуатации жилых помещений требуется своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания.

Согласно пункту 4.18 ГОСТа Р 51617-2000 установлен срок устранения неисправностей в жилых зданиях, в соответствии с которым неисправности санитарно-технического оборудования (неисправности трубопроводов и их сопряжений) аварийного порядка должны устраняться незамедлительно. Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество, в том числе, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц. В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Материалами дела подтверждается, что управляющей организацией жилого дома в г. Тихвина является ОАО Жилье, в связи с чем заявитель является лицом, ответственным за соблюдение правил по содержанию жилого дома.

Представленные в материалы дела доказательства (акт проверки, материалы фотофиксации (приложение к акту проверки), протокол измерений параметров микроклимата, объяснения свидетеля - жильца проверяемого дома, протокол об административном правонарушении) подтверждают невыполнение Обществом требуемых мероприятий. Факт нарушения ОАО Жилье требований санитарного законодательства, квалифицированных по статье 6.4 КоАП РФ, установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о виновности Общества в совершении вменяемого правонарушения, так как ОАО «Жилье» не представлены доказательства того, что оно не имело возможности для соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, и им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Судом первой инстанции обоснованно не выявлено существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности, которые являются безусловным основанием для отмены постановления Управления. Апелляционная жалоба Общества не содержит доводов, оспаривающих вывод суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, в действиях ОАО «Жилье». В апелляционной жалобе Общество указывает на то обстоятельство, что на момент обращения его с заявлением в арбитражный суд оспариваемое постановление не вступило в законную силу, в связи с чем на дату рассмотрения спора судом первой инстанции двухмесячный срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, следовательно, производство по административному делу подлежит прекращению в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Суд считает указанный довод апелляционной жалобы подлежащим отклонению, как основанный на неправильном толковании норм КоАП РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ. Как следует из материалов дела, совершенное Обществом правонарушение было выявлено административным органом 23.03.2011, оспариваемое постановление было вынесено 05.05.2011. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Согласно части 1 статьи 30.1 КоАП РФ жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности может быть может быть подана в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Таким образом, из вышеприведенных норм не следует, что обжалование вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности изменяет срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ. Материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем довод, изложенный в апелляционной жалобе, является несостоятельным.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.