Разъяснения законодательства о защите прав потребителей в сфере предоставления платных медицинских услуг населению

Основными документами, регулирующими порядок оказания платных медицинских услуг населению являются Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» от 13.01.1992 № 27.
Платные медицинские услуги населению предоставляются государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, а также иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Платные медицинские услуги являются дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи и предоставляются гражданам за плату (за счет личных средств, средств организаций, средств добровольного медицинского страхования и иных источников, предусмотренных законодательством).
Медицинские услуги предоставляются населению медицинскими учреждениями при наличии у них лицензии и сертификата на избранный вид деятельности. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги по специальному разрешению соответствующего органа здравоохранения. Потребитель (пациент) вправе ознакомиться с этими документами и сроком их действия.
Медицинские учреждения, предоставляющие платные медицинские услуги, обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации) и о режиме его работы.
Кроме того, потребителю (пациенту) должен быть представлен перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан.
Право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, закончившие высшее или среднее медицинское учебное заведение, при наличии у них сертификата специалиста. Потребитель (пациент) вправе потребовать для ознакомления сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется письменным договором.
В договоре должна содержаться следующая информация:
- о сторонах, заключающих договор;
- сведения о пациенте, необходимые для оказания качественного предоставления медицинской услуги;
- о состоянии здоровья пациента, в том числе о хронических заболеваниях, индивидуальной непереносимости лекарственных средств;
- дата начала лечения и по возможности предполагаемого окончания;
- перечень предоставляемых платных медицинских услуг с указанием их стоимости;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- порядок оплаты предоставляемых услуг;
- сведения о льготах для отдельных категорий граждан и других скидках, предоставляемых медицинским учреждением;
- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших споров о возмещении убытков сторон;
- порядок и сроки предъявления претензий;
- подписи сторон.
Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (пациента), а также обусловливание выполнения дополнительных платных услуг или выполнение дополнительных услуг без согласия пациента не допускается.
Потребитель (пациент) вправе требовать возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещения ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также компенсации за причинение морального вреда.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель (пациент) вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуги;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.
Расчеты с населением за предоставление платных медицинских услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин.
При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (пациенту) кассовый чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
Платные медицинские услуги должны предоставляться потребителю (пациенту) надлежащего качества.
При обнаружении недостатков выполнения услуги потребитель (пациент) по своему выбору вправе потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков предоставленной услуги;
- соответствующего уменьшения цены предоставленной услуги;
- безвозмездного повторного предоставления услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков предоставленной услуги своими силами или третьими лицами;
- расторжения договора и возмещения убытков, если обнаружены существенные недостатки в предоставлении услуги или если в установленный срок недостатки услуги не устранены.
Претензии и споры, возникшие между потребителем (пациентом) и медицинским учреждением, решаются по соглашению сторон или в судебном порядке.
При возникновении между потребителем (пациентом) и медицинским учреждением спора по поводу некачественного оказания медицинской услуги, необоснованного взимания денежных средств за медицинские услуги и лекарственные препараты любой из сторон может быть назначена экспертиза.
В случае досудебного решения споров составляется претензия.
Претензия – требование потребителя (пациента) о добровольном устранении нарушений его прав медицинским учреждением.
Претензия составляется в произвольной письменной форме и подписывается потребителем (пациентом) или его представителем.
В претензии следует указать:
- фамилию, имя, отчество адрес пациента, наименование медицинского учреждения которому предъявляется претензия, дата предъявления;
- обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие изложенное;
- требования заявителя, сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
- ссылки на нормативные документы;
- перечень прилагаемых документов и других доказательств;
- иные сведения, которые пациент считает существенными для урегулирования спора.
К претензии прилагаются документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, либо заверенные копии, либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, либо вручается под расписку (например, секретарю руководителя медицинского учреждения).
Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя медицинского учреждения. В ответе на претензию указываются при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии мотивы отказа со ссылкой на соответствующие нормы законодательства и доказательства, обосновывающие отказ.
В случае не разрешения спора в претензионном порядке потребитель вправе обратиться в судебные органы с исковым заявлением о возмещении материального ущерба и причиненного морального вреда (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
При этом следует отметить, что медицинское учреждение освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение услуги произошло вследствие:
- непреодолимой силы;
- непредставление потребителем (пациентом) достоверной информации о состоянии своего здоровья;
- нарушения потребителем (пациентом) установленных правил, которые он должен соблюдать (режим, диета, выполнение отдельных процедур и т.д.).