Право потребителя на информирование о мерах по обеспечению безопасности при оказании туристских услуг

По официальным данным региональных бюро Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), по состоянию на 18.08.2009 г. в мире зарегистрировано более 230 тысяч случаев заболеваний людей, вызванных высокопатогенным вирусом А/H1N1, из них 2 107 – закончились летальным исходом.
Наибольшее число случаев заболеваний зарегистрировано в США, Мексике, Канаде, Великобритании, Чили, Австралии, Аргентине, Таиланде, Китае (Гонконг), Японии и других странах.
В Китайской Народной Республике зафиксирована вспышка легочной чумы с тремя летальными исходами в городе Цзыкэтань (провинция Цинхай).
В Российской Федерации продолжается мониторинг за состоянием здоровья лиц, прибывающих из неблагополучных в эпидемиологическом отношении регионов.
Заражение инфекционными заболеваниями туристов, выезжающих в неблагополучные в эпидемиологическом отношении страны, происходит, в том числе по причине недостаточного соблюдения субъектами, осуществляющими туристскую деятельность, законодательства РФ о защите прав потребителей.
Положениями ст.7 Закона РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» установлено право потребителя на безопасность услуги. В соответствии со ст.10 данного Закона и п.7 «Правил оказания услуг по реализации туристского продукта», исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора, в том числе и о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя. Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний и паразитарных болезней должны пройти соответствующий инструктаж и обладать полной информацией о том, с какими трудностями и опасностями они могут столкнуться.
В декабре 2008 года до сведения и исполнения всех заинтересованных лиц было доведено Постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 26.12.2008 №14 «О мерах по предупреждению заболеваний и информированию российских граждан о возможных рисках при посещении зарубежных стран».
Во исполнение указанного Постановления и в соответствии с утвержденным планом на 2009 год в I полугодии специалистами территориальных отделов Управления проведено 11 проверок туристических фирм по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего правовые отношения, связанные с предоставлением туристских услуг, из них нарушения установлены в 8 (или 73%).
По результатам проверок в отношении деятельности туристических фирм установлено, что в ряде турфирм своевременно не доводится до сведения потребителей необходимая и достоверная информация о реализуемой услуге, в том числе об опасностях, с которыми турист может встретиться при совершении путешествия.
Не доводится до сведения потребителей ежемесячная информация о карантинных заболеваниях за рубежом, не выдаются памятки туристам о мерах личной гигиены, профилактики инфекционных заболеваний и о мерах безопасности в стране временного пребывания, не ведется журнал проведения инструктажа с туристами о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья.
Персонал туристических фирм не проходит гигиеническое обучение и не подготовлен по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний. Отсутствие подготовленного персонала не позволяет должным образом проводить работу по информированию граждан, выезжающих в туристические поездки, о выполнении ими необходимого минимума профилактических мер с целью защиты от заражения инфекционными и паразитарными болезнями.
При проведении анализа договоров, заключаемых с потребителями на оказание туристских услуг, в 6 турфирмах в договорах выявлены условия, ущемляющие права потребителей.
По результатам проверок к административной ответственности по ст. 14.8 ч.1 и ч.2 , 14.4 ч.2 , ст.6.4 привлечены 4 юридических лица и 10 должностных лиц. Общая сумма штрафов составила 44 тыс. руб.
При проведении проверок особое внимание уделялось вопросам организации отдыха детей и подростков, в том числе и за рубежом.
При заключении договора о реализации туристского продукта допускаются нарушения потребительского законодательства, связанные с включением в договор условий, ущемляющих права потребителей. Организации при оказании услуг по детскому отдыху заключают договоры с разными названиями (оказании услуг, организации отдыха, об оказании оздоровительно-образовательных услуг и т.д.).
Существует несколько наиболее распространенных схем договорных отношений, возникающих при реализации туристского продукта (путевки) для отдыха детей:
- договор туроператором (турагентом) заключается непосредственно с законным представителем несовершеннолетнего (родители, опекуны, попечители или иные лица на основании доверенности);
- администрация города (района) участвуют в распространении путевок, частичная оплата стоимости которых возмещается из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Как правило, путевка оформляется турфирмой и выдается представителем администрации;
-организации, в которой работают родители, приобретают туристский продукт (путевки) для отдыха детей сотрудников;
- договор туроператором (турагентом) заключается с учебным учреждением. При этом, законные представители детей поручают школе заключить договор с туристской организацией. Как правило, в таких случаях руководителями группы выступают преподаватели.
В соответствии с существующим законодательством, независимо от структуры складывающихся при реализации туристского продукта (путевки) взаимоотношений, родители или представители несовершеннолетних имеют право на ознакомление с условиями договора, необходимой информацией об исполнителе и о самом туристском продукте.
Часто при распространении туристского продукта по детскому отдыху через администрации городов (районов), организации, в которых работают родители, образовательные учреждения, туроператором (турагентом) письменные договоры не составляются, необходимая информация родителям или представителям несовершеннолетних не предоставляется.
В договоре и путевке для ознакомления перед заключением сделки должны быть представлены сведения о существенных условиях соглашения, предусмотренные ст.10 Федерального Закона от 24.11.96 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской федерации». Заключение договора оказания возмездных услуг по форме, отличной от установленной, не должно подменять фактических действий исполнителя услуг по реализации туристского продукта.
Организации, отправляющие на отдых или учебу детей и подростков, должны информировать туристов или представителей несовершеннолетних о мероприятиях, обеспечивающих безопасность, условиях питания, проживания, обучения в стране временного пребывания детей, их перевозке к месту отдыха или обучения, и других важнейших в эпидемиологическом отношении свойствах туристского продукта, и предоставлять по требованию документы, подтверждающие:
- соответствие мест отдыха детей установленным требованиям (санитарно-эпидемиологическим, пожарным и т.д.);
- наличие у лица, сопровождающего группу, медицинского образования;
- обеспечение надлежащего питания во время проезда детей до места отдыха и обратно и др.
Не предоставление родителям или представителям несовершеннолетних информации об исполнителе, туристском продукте, условиях оказания услуг является нарушением ст.ст.6, 10, 14 Федерального Закона от 24.11.96 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской федерации», ст.ст. 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей». В случае выявления вышеуказанных нарушений виновные лица привлекаются к административной ответственности.
В связи с возникновением угрозы причинения вреда здоровью граждан Управление рекомендует турфирмам воздержаться от организации деловых и туристических поездок, культурного обмена и обучающих программ, вывоза организованных групп детей в неблагополучные в эпидемиологическом отношении страны.
В случае реализации туристского продукта гражданам, планирующим выезд в неблагополучные по инфекционным заболеваниям страны, в обязательном порядке предоставлять информацию о возможном риске заражения, симптомах заболеваний, мерах личной профилактики.
Туристам воздержаться от таких поездок и не вывозить детей в неблагополучные в эпидемиологическом отношении страны. Если же поездка все-таки состоялась необходимо по факту возвращения домой осматривать детей в медицинских учреждениях.
Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристических услуг остается одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области.