О правах туриста





Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области информирует, что в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон о туристкой деятельности) туроператоры должны иметь финансовое обеспечение, то есть договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковскую гарантию исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.



В соответствии со ст. 17.1 Закона о туристкой деятельности в случае неисполнения туроператором обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению, страховая компания гарантирует туристу возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательствпо договору о реализации туристского продукта.



Информация о компании, выдавшей туроператору финансовое обеспечение, должна содержаться в договоре на оказание туристических услуг.



На сайте в сети Интернет в Едином федеральном реестре туроператоров Ростуризм разместил сведения о туроператорах и страховых компаниях, предоставивших финансовое обеспечение туроператорам, в том числе с указанием наименования и местонахождения организации страховщика, размера финансового обеспечения, номера и срока действия договора страхования.



В соответствии со ст.17.4 Закона о туристкой деятельности основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.



Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.



К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относится, в том числе, наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта.



Подробный порядок предъявления такого требования урегулирован ст. 17.5 Закона о туристкой деятельности.



В случаях неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта перед туристом и наличия оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора, турист вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения.



В требовании туриста указываются: фамилия, имя и отчество туриста;

дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора; номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения; наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение; наименование турагента с которым был заключен договор о реализации туристского продукта; информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении или ненадлежащем исполнении турагентом (туроператором) обязательств по договору о реализации туристского продукта; ссылка на обстоятельства, послужившие причиной обращения туриста к страховщику; размер денежных средств, подлежащих уплате туристу в связи с неисполнением обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе размер реального ущерба, понесенного туристом;



Для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению страховщик не вправе требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных ст.17.4Закона о туристкой деятельности. Письменное требование туриста о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора должно быть предъявлено страховщику в течение срока действия финансового обеспечения.



Страховщик обязан удовлетворить требование туриста о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех необходимых документов.



Кроме того, в соответствии со ст.17.4 Закона о туристкой деятельности иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику совместно. Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.