О дорогостоящей косметике и косметических услугах в кредит

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области предупреждает, что в настоящее время широко распространены недобросовестные практики заключения договоров купли-продажи дорогостоящей косметики, и договоров об оказании косметических услуг. Представители салона предлагают рассрочку при оплате товара и услуг, нужно только подписать кредитный договор.

Стоит ли его подписывать?

На что обращать внимание и от чего стоит сразу отказаться?

Потребителю предлагается воспользоваться бесплатной демонстрацией косметологических услуг (массаж, «пилинг», уход за волосами и т.д.), после чего – заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем. В случае продажи косметики потребителя знакомят с тестовыми образцами, брошюрами, описанием «исключительных» потребительских свойств косметики.

Стоимость оказания соответствующих товаров и услуг, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов, в связи с чем, им предлагается для оплаты заключить кредитный договор, поэтому рекомендуем:

До получения косметологической процедуры предварительно следует убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций и соответствует установленным обязательным требованиям.

Принимая решение о заключении сделки, потребитель действует по своей воле и в своих интересах, при этом у него всегда есть выбор либо согласиться на заключение договора по предложенной цене либо отказаться от его заключения. Таким образом, при посещении салонов, предлагающих приобрести дорогостоящую косметику или заключить договор на оказание косметологических услуг, Управление рекомендует внимательно изучить условия договора, не подписывать его, не читая, даже если это анкеты или опросные листы.

Не стоит торопиться с принятием решения о покупке косметических средств, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи.

Не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание.

Следует иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.

В случае, если с потребителем был заключен договор купли-продажи косметических средств, то расторгнуть данный договор, возможно только в случае ненадлежащего качества данных товаров. Парфюмерно-косметические товары включены в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463.

Согласно статье 10 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. При отсутствии необходимой информации о косметических средствах у потребителя имеются правовые основания для расторжения договора купли-продажи.

В соответствии со ст. 12 Закона если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При этом пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Для расторжения договора об оказании косметологических услуг, потребителю следует обратиться к исполнителю с заявлением об отказе от исполнения договора на основании ст. 32 Закона, в соответствии с которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Таким образом, потребитель вправе в любое время в период действия договора в одностороннем внесудебном порядке немотивированно отказаться от договора и вернуть часть уплаченной им цены пропорционально не оказанным услугам.

В случае неудовлетворения требования потребителя о расторжении договора, неперечислении денежных средств в банк, потребитель вправе обратиться в суд.

За защитой своих прав потребитель может обратиться в суд по месту своего жительства или пребывания, месту нахождения ответчика или месту заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона о защите прав потребителей).