О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

и часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации

11 декабря 2007 года вступит в силу Федеральный Закон от 25.10.2007 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации».
Статьей 1 вышеуказанного Закона внесены изменения в преамбулу и ст. ст. 4, 10, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 38 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон).
Приведем основные положения данного нормативного акта.
Теперь Закон будет регулировать отношения, возникающие не только между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), но и импортерами (организациями, осуществляющими импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации).
Ранее под понятием «недостаток товара» понималось несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора и т.д. Поскольку условия договора данный вопрос могут не регламентировать, либо регламентировать недостаточно, а обязательные требования в законе прописаны не всегда, новая редакция Закона дополняет эту часть данного понятия словами «при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям». Теперь покупатель, считающий, что недостатки присутствуют, но не имеющий подтверждающего данного факта документа, вправе ссылаться на «обычно предъявляемые требования».
Вышеуказанное дополнение соответственно распространяется и на статью 4 Закона «Качество товара (работы, услуги)». При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), «соответствующий обычно предъявляемым требованиям» и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Статья 10 Закона «Информация о товарах (работах, услугах)» дополнена в части содержания информации о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов. В случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9 % изготовитель (исполнитель, продавец) в обязательном порядке должен указать о наличии в продуктах таких компонентов.
В последнее время большое количество жалоб потребителей поступает в сфере потребительского кредитования. Потребитель не всегда получает полную, необходимую, достоверную и понятную информацию об условиях кредитования. Новые изменения статьи 10 Закона обязывают исполнителя доводить до сведения потребителя «цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита, размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем и график погашения этой суммы».
Наибольшие изменения коснулись статьи 18 Закона.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать от продавца одного из предусмотренных Законом действий.
Теперь если потребитель будет настаивать на безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, то это должно быть сделано незамедлительно.
Кроме того, ранее предусмотренное право требовать замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) теперь звучит как «замена на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула).
Новая редакция Закона внесла коррективы в часть, касающуюся технически сложных товаров. Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 № 575, к технически сложным товарам относятся: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, сельскохозяйственные тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы.
Ранее требование потребителя о замене технически сложного товара удовлетворялось только в случае обнаружения в нем существенного недостатка (неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки). Теперь Закон дает потребителю право требовать замены некачественного технически сложного товара при обнаружении в нем любых недостатков. Однако сделать это надо будет в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. В этот же срок можно будет и отказаться от исполнения договора купли-продажи с возвратом уплаченной за такой товар суммы. По истечении пятнадцати дней для удовлетворения таких требований необходимо будет либо наличие существенного недостатка в товаре, либо нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков, либо невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
При этом отметим, что в новой редакции Закона исключено понятие «дорогостоящий товар».
Прежней редакцией Закона не были установлены сроки проведения экспертизы, что приводило к определенным трудностям при разрешении споров о причинах возникновения недостатков между потребителями и продавцами. В новой редакции Закона (п. 5 ст. 18) экспертиза товара должна проводиться в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. При этом потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Внесены изменения в статью 20 Закона «Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)».
Теперь потребитель имеет право требовать незамедлительного устранения недостатков товара, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В случае если во время устранения недостатков товара становится очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон.
В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончанию устранения недостатков товара.
Статья 22 Закона регламентирует «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя». Согласно последним изменениям потребитель вправе требовать в десятидневный срок возмещение убытков, причиненных потребителю вследствие продажи не только товара ненадлежащего качества, но и вследствие предоставления ненадлежащей информации о товаре.
В Законе появилась новая статья 23.1 «Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю» (действующая редакция регулирует только нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг).
При этом определено, что договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.
Если продавец, получивший предоплату, нарушил данный срок, то потребитель вправе потребовать по своему выбору передачи оплаченного товара в установленный им новый срок либо возврата суммы предоплаты, а также полного возмещения причиненных ему нарушением этого срока убытков. Вернуть деньги и возместить убытки продавец должен будет в течение десяти дней со дня предъявления требования. Кроме того, за каждый день просрочки продавец должен платить неустойку (пени) в размере 0,5% предоплаты (сумма взысканной неустойки (пени) не может превышать сумму предоплаты) – до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения его требования о возврате предоплаты. Требования потребителя не подлежат удовлетворению в случае, если продавец докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Статьей 2 Закона внесены изменения в часть вторую Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Поправками, внесенными в статью 497 ГК РФ «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара» четко определены и разграничены понятия продажи товара по образцам и дистанционный способ продажи товара.
Откорректированы и приведены в соответствие с Законом РФ «О защите прав потребителей» положения статьи 503 ГК РФ «Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества» в части регулирования вопроса о замене некачественных технически сложных товаров.