Об особенностях предоставления платных медицинских услуг

Об особенностях предоставления платных медицинских услуг

Платные медицинские услуги – это совокупность профессиональных лечебно-профилактических действий медицинской организации, направленных на сохранение, поддержание и восстановление здоровья пациента, потребляемых в процессе оказания возмездной услуги.

Платные медицинские услуги предоставляются на возмездной основе за счёт личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги являются дополнением к законодательно гарантированному объёму бесплатной медицинской помощи гражданам. Платную помощь, если она не предусмотрена госпрограммой, могут оказывать как государственные медицинские организации, так и частные клиники в соответствии с их лицензией и условиями заключённого с пациентом договора.

К оказанию медицинских услуг на возмездной (платной) основе предъявляется ряд требований и условий. В первую очередь это обязательное лицензирование. Организации, предлагающие платную медпомощь, должны иметь лицензию на право оказывать медуслуги, определяющую список услуг. Лекарственная, материально-техническая и кадровая базы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством для оказания качественной помощи.

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями всех форм собственности гражданам платных медицинских услуг регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Главной особенностью правил предоставления платных медицинских услуг является то, что они основаны не только на положениях Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», но и на положениях Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав потребителей». В соответствии с ч.1 и 2 ст.4 Закона Российской Федерации № 2300-1 потребителю должна быть оказана качественная услуга.

Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими организациями в рамках договора, который должен содержать: сведения об исполнителе; условия и сроки получения платных медицинских услуг, стоимость и порядок их оплаты; права и обязанность сторон; ответственность сторон. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Договор о предоставлении платных медицинских услуг заключается потребителем и исполнителем в письменной форме. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

Вред, причинённый жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае выявления недостатков оказанной услуги в течение гарантийного срока, потребитель вправе обратиться с претензией к медицинской организации. Согласно ч.1 ст. 1095 ГК РФ и ст.13 Закона Российской Федерации № 2300-1 исполнитель услуги обязан возместить вред, причинённый им потребителю вследствие оказания некачественной услуги или недобросовестного информирования о ней. На основании ст.15 Закона «О защите прав потребителей» получатель некачественной услуги имеет право на компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Пациент, как потребитель медицинской услуги, на основании ч.1 ст. 29 Закона «О защите прав потребителей» в случае оказания ему некачественной помощи вправе по своему выбору потребовать:

1. безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

2. соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

3. безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

4. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). Напоминаем:

1. Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителя.

2. В случае возникновения затруднений по оформлению претензии медицинской организации потребитель может обратиться за помощью в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» или в Управление.

Обращаем внимание, что проверка качества предоставленных платных медицинских услуг входит в полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, которым является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).