Итоги надзора по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2018 года

Итоги надзора по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2018 года

За 9 месяцев 2018 года в сфере защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области проведено 780 мероприятий по контролю, нарушения действующего законодательства выявлены на 686 предприятиях (88%). Вынесено 1127 постановлений на общую сумму 7,827 млн. руб.

Реализуя свои полномочия в качестве государственного органа, Управлением дано 152 заключения по делу в судах в целях защиты прав потребителей, подано 99 исков в суд, из них – 75 в защиту неопределенного круга потребителей, 24 – в защиту конкретного потребителя. Присуждено денежных средств в пользу потребителей 13,867 млн. руб.

С решениями судов можно ознакомиться на государственном информационном ресурсе защиты прав потребителей (ГИР ЗПП), модуль «Судебная практика» (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/adjudications/federal).

За 9 месяцев 2018 года в Управление на нарушения прав потребителей поступило 2581 обращение. Доля заявлений граждан в сфере защиты прав потребителей составила 44% от общего количества обращений, поступивших в Управление.

Большинство обращений по-прежнему связаны с нарушением прав потребителей при продаже товаров (60%), в том числе приобретенным дистанционным способом (33%), в сфере жилищно-коммунального хозяйства (24%), бытового обслуживания населения (10%), финансовых услуг (7%), услуг связи (9%).

Общее количество граждан, обратившихся за истекший период на «Горячую линию» по вопросам защиты прав потребителей составило 1208 (77% от общего количества обратившихся).

Напоминаем, что согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать основанием для проведения внеплановой проверки, является подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Управление (его территориальный отдел) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Управление является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Управление напоминает: для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИР ЗПП) (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/).

Данный ресурс включает следующие разделы: «Нормативно – правовые акты», «Информационно – аналитические материалы», «Советы по здоровому питанию», «Органы и организации в сфере защиты прав потребителей», «Результаты проверок», «Продукция, не соответствующая обязательным требованиям», «Справочник потребителя», «Судебная практика», «Новости», «Виртуальная приемная».

На ГИР ЗПП каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений. Также размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.