Информация пресс-центра Роспотребнадзора «Информация для потребителей при покупке товаров длительного срока службы (мебель)»




Продавец должен обеспечить наличие определенного определенного объема информации об изготовителях, поставщиках и о самом товаре (ст.495 ГК РФ, ст.ст. 8, 9, 10 Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 «2300-1» (далее Закон); п.п.10, 11, 114 - 118 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее Правила).



Кроме того, потребителям должна быть предоставлена информация о правилах продажи – (Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55; Правила продажи товаров по образцам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918), книга отзывов и предложений.



Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.



Помимо сведений, указанных в пункте 11 Правил, информация о мебели должна содержать сведения:



- о функциональном назначении,



- о материалах, из которых изготовлена мебель и которые использованы при ее отделке,



- о способах, сроках, условиях доставки и передачи товара покупателю (п. 114 Правил).



Особенности продажи мебели



При продаже комплектов (набора) мебели по образцам в демонстрационном помещении (торговом зале) могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни с использованием других предметов обстановки и оборудования, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий (п.16 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 № 918, далее Правила продажи по образцам).



В организации, осуществляющей продажу товаров по их описаниям, покупателю представляются каталоги, буклеты, проспекты, фотографии или другие информационные материалы, содержащие полную, достоверную и доступную информацию, характеризующую предлагаемый товар (п.19 Правил продажи по образцам). Несовпадение цвета декоративной раскладки на фасаде изделия с фото в каталоге может служить основанием для возврата товара (ст.12 Закона).



Сборка и доставка мебели, осуществляется за отдельную плату, но навязывание таких услуг (продажа только с условием платной сборки и/или доставки) является нарушением ст.16 Закона, п.22 Правил.



Продавец вправе осуществлять доставку своими силами, если в процессе перевозки с грузом что-либо случится – ответственность продавца. Если доставку осуществляет сторонняя организация, продавец фиксирует, что в машину загружается товар без недостатков, а все, что произойдет с ним в дороге, - ответственность перевозчика.



В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя (п.22 Правил).



Рекомендации потребителям



При покупке мебели по образцам - необходимо внимательно ознакомиться с содержанием договора об оказании услуг. Проверить кассовые чеки или иные документы, подтверждающие факт покупки. При получении заказа, прежде чем подписать акт приема-передачи мебели, необходимо ознакомиться, хотя бы визуально, с тем, что же Вам привезли. Если чего-то не хватает или заказ исполнен ненадлежащим образом, обязательно отразить это в акте приема-передачи выполненных работ. Потребовать техническую документацию и инструкцию по эксплуатации.



Защита прав потребителей при продаже товара с недостатками



Статья 18 Закона определяет права потребителя при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом. В этом случае потребитель по своему выбору вправе:



- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом,



- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены,



- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.



Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.



В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке (ст.18 Закона, п.28 Правил).



Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.



«Центр экспертиз и контроля качества мебели» - г.Санкт-Петербург, Петроградская наб., д.24 (т.232-73-24).



Доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и (или) возврата их потребителю осуществляется силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности возврат указанных товаров может осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров (п.7 ст.18 Закона).



Потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара (кроме случаев, когда вследствие недостатков причинен вред жизни, здоровью, имуществу) в пределах 2 лет со дня передачи товара (п.1ст.19 Закона).



За нарушение сроков устранения недостатков товара, сроков удовлетворения отдельных требований потребителя продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (ст.23 Закона).



Определенные ограничения прав потребителей



На товары длительного пользования, в т.ч. мебель, требование потребителя о безвозмездном предоставлении на период ремонта аналогичного товара с обеспечением доставки за счет продавца в трехдневный срок (ст.20 Закона) не распространяется (Перечень товаров лительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (в ред. постановления Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222).



В соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 06.02.2002 № 81) мебель бытовая (надлежащего качества) при предъявлении подобных требований потребителя в течение 14 дней после покупки не подлежит обмену или возврату (ст.25 Закона).